Такие модели колыбелек археологи называют по-разному, в зависимости от форм: «возки», «кибитки», «ладьи», «кресла возничих», «люльки». Изделия выполнены из плотной отмученной глины и представляют собой уменьшенную копию детской колыбели. На большей части глиняных моделей, найденных археологами, нанесён прорезной/прочерченный геометрический орнамент, заполненный красным (охра?) или белым (меловая паста) цветами. Орнамент и цветовое решение декора выполнялись до обжига. Основная композиционная деталь декора – прямоугольные фигуры.
Глиняные модели колыбелей из погребений курганного могильника Айгурский-2
Глиняные модели колыбелек археологи находят именно в подростковых (от 10 до 12 лет) погребениях. Интересен факт нахождения в глиняной модели колыбели бедренной кости небольшой птицы (Курганный могильник Золоторёвка-1). Рядом с моделью находились вертикально установленные кости птицы большего размера.
Колыбель из погребений курганного могильника Золотарёвка-1
Дискуссия между учёными о назначении описанных выше изделий и трактовке композиции в целом позволяет считывать несколько вариантов информации. Одна из версий предлагает рассматривать модели колыбелей как символ лодки Харона. На ней погребённый отправляется в мир мёртвых, где его уже встречают находящиеся там родственники (стоящие вертикально крупные кости) или же провожающая семья из реального мира. По другой версии, мы видим детские игрушки эпохи средней бронзы. Для девочек это куклы, колыбели, повозки(?), для мальчиков – игральные кости, трубочки костяные, кольца и др. Наличие игрушек в погребальном наборе позволяет сделать вывод, что ушедшие подростки еще не прошли обряд инициации и так и не стали взрослыми.
Колыбель из погребений курганного могильника Кочержинский-5
Любопытно, что условные куклы выполнены именно из птичьих костей, а не из костей животных мелкого рогатого скота. Скорее всего, связано это с особой ролью птицы в представлениях о загробной жизни племен катакомбной культуры. У многих народов, живущих в более позднее время, например, у сибирских народов, птица – носительница души умершего, до момента переселения её в тело новорожденного младенца. У славян птица считалась символом светлой души. К примеру, в сказках славянских народов есть упоминания, что главный герой перемещается с помощью какой-нибудь птицы из мира мёртвых на «божий белый свет». Помимо славян, эти представления о роли птицы присутствовали в мифологии и других индоевропейских народов.
Предметы из погребений курганного могильника Шарахалсун
О музейной коллекции колыбелей, люлек и повозок, обнаруженных исследователями в погребениях представителей катакомбной археологической культуры, можно узнать из лекции «Колесный транспорт эпохи средней бронзы».