Трогательную историю новой (и в то же время старой) куклы, ставшей музейным экспонатом, следует начинать издалека.
О своей жизни Мария Вячеславовна Сивова (ее можно назвать ровесницей века, она родилась в 1902 году) рассказывала в самом конце ХХ столетия сотрудникам краеведческого музея, которых тогда впечатлила ее ясная память и сила духа. Жила Мария Вячеславовна в небольшом приземистом домике в переулке Зеленом в Ставрополе. В детстве училась в Ольгинской гимназии на Воронцовской улице (сейчас пр. Октябрьской революции). Выросла образованной, воспитанной девушкой, прекрасно пела и играла на фортепиано. Юность Маши пришлась на страшные годы революционных изменений и Гражданской войны. И хотя было очень трудно, из родного города она никуда не уехала, окончила здесь музыкальное училище и осталась в нем работать на несколько десятилетий преподавателем сольфеджио. В Ставрополе в 1922 году Мария вышла замуж, и вскоре в молодой семье на свет появился ребенок – Юра. Каким было детство этого мальчика в предвоенное время, чего он успел достичь в свои юные годы до призыва на фронт – об этом можно узнать из рукописной тетрадки под заголовком «Память сердца. Воспоминания о моем сыне», написанной любящей его мамой Марией Сивовой.
Воспоминания начинаются так: «И у меня была семья когда-то… Маленькая дружная семья: мать, муж, сын и я. Мы работали, сын учился. В 1938 году мы построили себе маленький дом, жить стало просторнее, удобнее. Казалось, ничто не предвещало горя и страданий. Но вот обрушилась на человечество страшная, жестокая, беспощадная война, которая не обошла ни одного дома, ни одной семьи; не обошла она и нашу семью: мы потеряли единственного, горячо любимого сына – наши надежды и мечты о будущем. Мой сын Юра родился 17 июня 1923 года. С раннего детства я старалась воспитывать в нем доброту, любовь к природе и ко всему живому, уважение к старшим, и особенно к старым людям, и рос он добрым, отзывчивым мальчиком… Подростком был он как все ребята того времени: любил играть в футбол, ходил в кружок, где мастерили самолетики, конструировал радиоприемник, одно время увлекался выпиливанием лобзиком изящных вещиц, потом фотографией… Учился в музыкальной школе играть на фортепиано, потом на валторне. И еще одно увлечение появилось у Юры: он стал собирать книги, мечтал о библиотеке… В 1938 году он посадил очень хороший сад…»
В июне 1941 года Юрий Сивов сдал выпускные экзамены в средней школе № 2, но его мечте – стать студентом института – не суждено было сбыться, началась война. В октябре ему пришла повестка из военкомата, и 18-летний паренек стал курсантом одного из военных училищ в Астрахани. В письмах маме Юра рассказывал о напряженной военной подготовке, вспоминал мирную жизнь, мечтал о возвращении в Ставрополь. Фронтовые «треугольники» и открытки от сына Мария Вячеславовна получала часто до середины 1942 года. А потом наступила длительная тишина …
Окончилась война, с фронта вернулся отец Юры – Михаил Сивов. На многочисленные запросы родителей о судьбе их сына в августе 1945 года из Народного комиссариата обороны СССР пришел ответ, о том, что военнослужащий Сивов Ю.М. «в списках убитых, умерших от ран и пропавших без вести не числится». В 1967 году они получили еще одно сообщение из архива Министерства обороны СССР, что рядовой Юрий Михайлович Сивов пропал без вести в марте 1943 года, в боях под Сталинградом.
Мария Вячеславовна всегда думала, что такой ответ – это же не «похоронка», значит, есть надежда, что сын остался жив, ведь были случаи, когда ошибочно объявленные «пропавшими без вести» бойцы возвращались домой! И она свято верила, что Юра обязательно вернется, женится, родятся у него дети, она станет бабушкой и будет заниматься воспитанием внуков. Для них Мария Вячеславовна составила десятки рукописных детских книг с иллюстрациями, объединенных общей темой «Моя Россия. Русская старина». Для них она стала покупать игрушки, кукольную мебель, посудку… Для неродившейся внучки выбрала в магазине самую красивую дорогую куклу и хранила ее дома, не вытаскивая из фабричной коробки с наклеечкой «Сделано в ГДР». Светловолосая кукла с розовыми щечками и милой улыбкой – воплощение детского мира, надолго поселилась в ее доме, и время словно остановилось
В 1972 году Мария Вячеславовна услышала впервые прозвучавшую тогда пронзительную песню «Баллада о матери» (на стихи Андрея Дементьева). Слова точно были о ней:
«Постарела мать за тридцать лет, а вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать, потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она… Много лет, как кончилась война…».
Без слез слушать эту песню она не могла. Ее материнское сердце тоже не покидала надежда на возвращение сына. Мария Вячеславовна Сивова прожила долгую жизнь (102 года!) в том же построенном их дружной семьей домике, окруженном выросшим садом, который когда-то посадил ее замечательный сын. В 1993 году она решила передать в Ставропольский краеведческий музей все детские игрушки, написанные ею воспоминания, фронтовые письма и архивные справки, чтобы навсегда сохранилась память о ее сыне, Юре Сивове, так и не вернувшемся с войны.